Соблюдение технологии гидрофобизации – путь к долговечности бетона

10.10.2022

Компания «САЗИ» на протяжении почти 30 лет занимается развитием и совершенствованием направлений, связанных с разработкой и производством герметизирующих и гидрофобизирующих / гидроизолирующих материалов. Потребителями продукции «САЗИ» являются тысячи производителей многих отраслей промышленности, а также строительной сферы нашей страны.

Компания представляет собой группу, базирующуюся на трех производственных предприятиях и научно-исследовательском центре, где ведется разработка новых технологий и материалов. Заводы, научно-исследовательский центр и головной офис группы компаний «САЗИ» находятся в Московской области. В компаниях группы трудятся около 500 человек. 

Тридцатилетний опыт работы компании и широкая номенклатура выпускаемой продукции позволили специалистам предприятия накопить полезные знания и практический опыт, которые, как показывает практика, часто становятся очень полезными тем, кто имеет дело с герметизацией и гидрофобизацией объектов или изделий. 

Продукция заказчикам реализуется на основе грамотной и слаженной логистики как непосредственно с заводов, так и со стороны дилеров, в зависимости от размера отгружаемой партии. Дилеры компании представлены во всех регионах России, а также в ряде других стран. 

Для подробного ознакомления с наработками, а также преимуществами производимых «САЗИ» продуктов компания регулярно использует различные информационные площадки, и в частности журнал «Дорожная держава». Данная ниже публикация ориентирована на целевую аудиторию специалистов, связанных с дорожно-транспортным строительством. 

Материалы для дорожного строительства производятся и поставляются компанией всего около пяти лет и еще мало известны отраслевым организациям. Поэтому представленная информация будет чрезвычайно полезна нашим уважаемым читателям. В связи с этим редакция предоставляет профессиональное слово генеральному директору ООО «ПК «САЗИ» С.А. Гладкову

– Начну с того, что важнейшим агрессивным фактором для бетонных сооружений является вода, которая проникает в поры и капилляры бетона, понижая морозостойкость и разрушая его растворенными в ней агрессивными веществами. Основным путем проникновения воды в бетон является смачивание, так как давлений, сравнимых с пределом водонепроницаемости тяжелых бетонов, используемых в дорожном строительстве, в таких объектах (в отличие, например, от базовых стенок плотин или морских пристаней) быть не может. 

Одновременно с этим следует учитывать, что в элементах дорог дефектом считается то, на что во многих других видах строительства не обращается внимание, – это разрушение тонкого слоя около поверхности бетона – «шелушение».

Перечисленные аспекты прямо указывают на единственно эффективный способ борьбы с давлением воды – защиту поверхности бетона от ее проникновения (именно и в первую очередь поверхности, а не внутренних частей бетонных сооружений). Причем в данной задаче есть инженерное противоречие: капилляры при этом надо оставить открытыми, чтобы в случае попадания влаги в тело бетона (с боковых и нижних незащищенных поверхностей, а также в случае появления микротрещин на защищенных) она могла испаряться через его поверхность. 

Таким образом, требуемая защита должна не пропускать воду в капилляры, но при этом оставить их открытыми. Задача решается, если вспомнить, что путь проникновения влаги в бетон в дорожных сооружениях – это капиллярный эффект: достаточно сделать стенки капилляра водоотталкивающими, чтобы влага по ним в бетон не проникала. А если при этом диаметры капилляров не уменьшаются, то паропроницаемость сохранится. 

Такого эффекта позволяет добиться использование кремнийорганических гидрофобизаторов. Кремнийорганические материалы – это продукты тонкого химического синтеза с заранее заданными свойствами. Ученые разработали, а промышленность серийно выпускает кремнийорганические вещества, молекулы которых после полимеризации имеют различные концевые группы, «хвостики», с разных сторон полимерной нити: с одной стороны – группа с электрическим зарядом, с другой – нейтральная. При контакте с имеющей электрический заряд поверхностью капилляра (а она обязательно имеет заряд, поскольку, напомним, смачивание и есть притяжение электрически несимметричной молекулы воды к заряженной поверхности) молекула крепится к ней первой стороной. Вторая – нейтральная – концевая группа обращена внутрь капилляра. В результате его поверхность оказывается покрытой изнутри нейтральными группами («хвостиками») полимера. То есть поверхность не смачивается. При этом образующаяся на стенке капилляра пленка настолько тонкая, что не меняет его сечения. Вода из тела бетона по-прежнему будет испаряться. 

Это кремнийорганическое вещество для «доставки» в капилляр разводится в воде или органическом растворителе весьма небольшой концентрацией. Полученный состав наносится на чистую поверхность бетона, за счет смачивания проникает в капилляры (причем, что важно, на ту же глубину, на которую может проникнуть атмосферная влага), затем вода (или растворитель) испаряется, а кремнийорганика оседает на поверхность капилляров и полимеризуется. В результате поверхностный слой защищен от воды. Описанный в этом образце состав и есть кремнийорганический гидрофобизатор. 

Наша компания выпускает такие гидрофобизаторы (их несколько, отличаются они строением молекулы и видом растворителя) под названием «Типром» и «Лепта». Важно обратить внимание на то, что только кремнийорганика позволяет дать описанные выше результаты. Поэтому составы на какой-либо другой основе гидрофобизаторами не являются, хотя и имеют часто такое название. Производители таких составов называют их гидрофобизаторами либо по незнанию, либо с целью рекламы. 

Кроме правильно выполняемой гидрофобизации бетонных сооружений или изделий, следует устранить второй путь доступа воды – через стенки между элементами конструкции (на практике последовательность должна быть иной: сначала герметизация стыков и лишь потом – гидрофобизация наружных поверхностей, так как «выключение» смачиваемости резко ухудшит адгезию герметика к контактным поверхностям стыка, что приведет к дефектам последующей эксплуатации). Это достигается с помощью герметиков. 

Номенклатура представленных на рынке герметиков чрезвычайно разнообразна, в том числе по виду базового полимера. Но с учетом совокупности агрессивных воздействий (продукты сгорания топлива, химические реагенты, перепады температуры, инсоляция и др.) очень малое количество полимеров способно работать в швах дорожной инфраструктуры. Кроме того, герметик должен обеспечить надежную адгезию к влажной поверхности бетона, что еще более сужает круг применимых полимеров. 

В настоящее время мы производим для этих целей герметики торговой марки «Сазиласт» на основе полисульфида и полиуретана. Поставляются они в двухкомпонентном виде, что является нашим технологическим требованием: такие составы имеют гарантированное время набора эксплуатационных свойств вне зависимости от внешних условий (температуры, влажности и т. п.). Говоря о герметиках, хотелось бы обратить внимание на следующий аспект. Так, если при гидрофобизации основным затруднением является выбор эффективного гидрофобизатора (об этом сказано выше), а его применение обычно проходит без проблем, то с герметиками ситуация обратная. 

На рынке мало не соответствующих необходимым требованиям герметиков (просто потому, что отрицательный результат их применения обычно виден очень быстро, в пределах гарантированного срока, и поставщики плохих дорожных герметиков быстро покидают отраслевой рынок), с герметиками дело обстоит более или менее нормально. 

Однако сама герметизация – сложный в инженерном отношении процесс, и мы регулярно встречаемся с дефектами из-за ошибок в выполнении работ на транспортных объектах (причем, к сожалению, чаще, чем в других областях строительства и ремонта). 

Уточним, что имеют место и случаи неверного выбора герметиков. Так, например, полиуретановые герметики (у нас это «Сазиласт 24», «Сазиласт 25») не предназначены для эксплуатации в тоннелях с интенсивным движением из-за недостаточной стойкости к продуктам сгорания топлива. Применять надо полисульфидные, например «Сазиласт 501», «Сазиласт 502», «Сазиласт 503». 

Учитывая это, наша компания ведет активную работу по повышению уровня технологии производства работ по герметизации: мы много бываем на объектах, разрабатываем и распространяем технологические рекомендации, проводим семинары, рабочие совещания, выступаем на конференциях, публикуем информационные материалы в печати. 

Мы также всегда готовы помочь в применении наших материалов и будем рады обращениям со стороны специалистов.

Источник: Дорожная держава https://dorvest.ru/

Все обзоры СМИ