Итоги VIII Международной научно-практической конференция «Инновационные технологии - пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог»

01.02.2022

27 января 2022 года состоялась ежегодная VIII Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог». Организатор мероприятия – Ассоциация бетонных дорог совместно с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) и СРО «Союздорстрой» при поддержке Федерального дорожного агентства и Госкомпании «Автодор».

Конференцию открыл президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков, отметив важность использования инновационных технологий и эффективных материалов в дорожном строительстве. Он рассказал, что за последние 30 лет нагрузки на дороги увеличились в четыре раза. Одновременно с этим возросли требования к межремонтным срокам службы, что приводит к необходимости повышения несущей способности дорожных одежд. Кроме того, крайне важно обратить внимание на качество используемых в строительстве грунтов, на технологию устройства земляного полотна и водоотводных систем. «Только широкое внедрение инновационных технологий, в том числе с применением минеральных вяжущих и цементобетона позволит повысить межремонтные сроки службы автомобильных дорог при нарастающем движении транспортных средств» - подчеркнул докладчик.

В своём приветственном слове и. о. ректора МАДИ Дмитрий Ефименко отметил важность заявленной темы дискуссии: «Одна из проблем дорожной отрасли сегодня – это низкие фактические сроки службы дорожных одежд и покрытий и связанные с этим высокие эксплуатационные затраты. Нельзя также не учитывать, что пользователи автомобильных дорог и государство предъявляют всё более высокие требования к эксплуатационному состоянию дорог, и это вызывает необходимость совершенствования методов проектирования и строительства дорожных одежд и покрытий».

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Андрей Шилов сообщил о разработке плана мероприятий по созданию новых правовых механизмов внедрения инновационной продукции в дорожное хозяйство: «В данное время эту «дорожную карту» готовим для направления в профильные ведомства для дальнейшего согласования. Сейчас Департамент готов рассмотреть любые предложения по её улучшению. И ориентировочно до конца этого года планируем внести всё на рассмотрение Правительства России».

В свою очередь и. о. начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец подчеркнул, что соблюдение установленных межремонтных сроков службы дорожного покрытия и создание условий для их увеличения ‒ одно из главных направлений деятельности Росавтодора: «Считаю необходимым в обязательном порядке делиться накопленным опытом внедрения инноваций, а также наработанными механизмами мониторинга и научного сопровождения. Тем более, что подготовленная информация ляжет в основу будущих нормативно-технических документов, потому что широкомасштабное внедрение наилучших технологий и материалов невозможно без введения новых стандартов по их применению».

Замдиректора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин рассказал о важных технических решениях, которые влияют на межремонтные сроки: от стабилизации грунтов земляного полотна и применения укрепленных оснований до модификации вяжущих и точного учета климатических условий эксплуатации дорожной одежды. Также представитель госкомпании сообщил о технико-экономическом сравнении жестких и нежестких дорожных одежд, которое сейчас рассматривается в ФАУ «Главгосэкспертиза России» на предмет расширения области применения цементобетонных дорожных конструкций.

В ходе дискуссии особое внимание было уделено применению местных материалов в дорожном строительстве. Так, проректор по научно-исследовательской деятельности, зав. кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей  Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) Евгений Вдовин подчеркнул, что КГАСУ активно развивает научно-инновационные исследования, направленные на развитие автомобильных дорог Республики Татарстан с применением местных дорожно-строительных материалов. Спикер перечислил соответствующие исследования и разработки, результаты которых были применены на опытных участках, действующих объектах дорожной сети и промышленных площадках в Республики Татарстан.

Юрий Жуков, руководитель направлений Виртген «ВИС», руководитель группы технического регулирования Ассоциации бетонных дорог отметил, что: «Цементобетонные основания существенно увеличивают качество и долговечность автомобильных дорог, уменьшают количество трещин и просадок, позволяют использовать местные материалы и вторичные ресурсы. Накоплен значительный положительный опыт их применения в нашей стране и зарубежом. Необходимо их дальнейшее активное применение в конструкциях дорожных одежд».

Региональный директор GOMACO Алексей Пономарев своем выступлении отметил: «Перед дорожной отраслью России стоит задача – получить качественные и долговечные автомагистрали. Применение передового опыта строительства автомобильных дорог с жесткими покрытиями дает возможность достичь этой цели наиболее эффективно. Алгоритм действий сообществу понятен; необходимо применять инновационные технологии на практике.

Сергей Дергунов, заведующий кафедрой автомобильных дорог и строительных материалов Оренбургского государственного университета рассказал: «Учитывая тот факт, что транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие связи, но и иметь резервы, призванные обеспечить мобильность экономики, все чаще прорабатывается вопрос широкого использования в дорожном строительстве функциональных бетонных композиций, как более долговечной основы по сравнению с традиционными технологиями».

Корпоративный секретарь Ассоциации бетонных дорог Олег Агарышев рассказал, что для строительства долговечных бетонных дорог, необходимо закладывать в проект не марку бетона по качеству, а бетоны заданного состава, состоящие из ближайших качественных материалов и отвечающих дополнительным требованиям, продиктованным опытом эксплуатации бетонных дорог в разных странах. Эксперт подробно объяснил, какие действия, помимо стандартных методов подбора бетонных смесей и их испытаний по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости, необходимо производить для получения гарантированно долговечного цементобетонного покрытия автомобильной дороги.

В этом году онлайн-аудитория мероприятия превысила отметку 500 человек. В ходе конференции прозвучали доклады представителей ФАУ «РОСДОРНИИ», ГК «Автодор», руководителей федеральных и региональных органов управления автомобильными дорогами, специалисты из научных и проектных организаций, ключевые игроки рынка инфраструктурных проектов, а также эксперты образовательных, научных и коммерческих организаций. Докладчики поделились опытом строительства автомобильных дорог и подробно рассказали о применении инновационных технологий для соблюдения межремонтных сроков эксплуатации дорог и увеличения сроков службы дорожных конструкций, о мониторинге и научном сопровождении строительства в дорожной отрасли.

Все новости